По дороге с облаками

Оригинальный материал опубликован в авторском канале Сумасшедший кубик

Мир погряз в… А в чем, собственно, он погряз? Ну, наверное, в грязи. Это хоть созвучно. А ещё пыли. И вообще, сотворился очередной апокалипсис, после которого планета снова приходит в себя, а люди, как и при прочих апокалипсисах, превратились в грязных… А, точно, это уже было. И теперь нам, единственным, предстоит спасти всё и вся на Земле, искоренить супостатов и воцарить новый мир и процветание на выжженной пустыне. А ещё посадить деревце 🤣. 

Только что вкратце я пересказал вам канву настолки Александра Пфистера «Эпоха облаков». Для пущей атмосферы читать в стиле Терминатора эпохи видеосалонов. Ну да это просто рекомендация. 

На деле же мы действительно отправляемся на Землю через 15 лет после глобального теракта, учиненного организацией «Облако». Паскуды сожгли все леса и всю нефть! А теперь мы перемещаемся по планете на дирижаблях с солнечными батареями, изредка залетая в местные городишки дабы подраться с ними, пополнить запасы и прокачать свою воздушную посудину. На этом месте хочется закрыть глаза и представить россыпь кубов, кучу статов, проверки и рандом. Полноте, господа, это же Пфистер! Какие кубы? Какие проверки?! Какой рандом?!! Нас ждёт евросухарь посуше, чем атмосфера его сеттинга. А что с этим делать, я сейчас расскажу. И даже попробую вернуться к старому формату с оценками. Для наглядности. Ну что, по дирижаблям! 

Компоненты 

Поскольку «Эпоха облаков» претендует на комплексность выше среднего, то и компонентов в ней соответствующее разнообразие. Несколько колод (города, проекты, задания), россыпь жетонов (ресурсы из дерева и картона, тайлы легаси элементов), личные двусторонние планшеты дирижаблей со съемными элементами, 4 больших двусторонних элемента поля, даже специальные протекторы с облаками. В общем, недорого, но богатенько. Качество печати отечественное, от Хоббиков, но вполне терпимое. Хотя карты так и просятся в протекторы. При этом, что интересно, в те пресловутые «облачные» протекторы не лезут карты в протекторах обычных. Точнее, запихнуть их можно, но с высоким риском разорвать необходимый игровой элемент. Так что получаются вилы: вроде и защитить хочется карты, но и терять раньше времени «облачные» кармашки жаль. В целом, я расщедрюсь на 7/10

Лор

Его я примерно описал ещё во вступлении. Мы играем за выживших людей после глобальной катастрофы. Вокруг пустыни, вода — дефицит, да ещё и культисты-облачники рыщут в городах. И, знаете, если вы хотите хороший пост-апок, то вам не сюда. Сюжет и мир банальны до безобразия и представляют собой аллюзию на современные проблемы потребления ископаемых материалов и распространения продуктов их переработки. Мне кажется, даже фраза получилась интереснее, чем лор «Эпохи облаков». Но твёрдые 4/10 даже за отсутствие попытки 

Геймплей 

Я не фанат Пфистера и знаком только с ВЗП. Но прям тянет сказать, что это типичный Пфистер. Смотрите сами. В «Эпохе облаков» мы двигаемся по карте, обозначающей пустоши, от города к городу, попутно вступая в схватки (по желанию) с облачниками, прокачивая планшет-дирижабль, собирая ресурсы и высаживая деревья. Не, ну ВЗП же! 

По порядку. В начале раунда мы производим воду (местная валюта) в зависимости от степени нашей технической подготовки и тянем 2 карты из колоды навигации. Меньшая даст нам энергию или карты проектов, большая — количество передвижений по карте. Также в эту фаз трижды за игру мы зачитываем и выполняем задание, входящее на карте сценария или кампании. Дальше, во второй фазе, мы летим между городами. Исходное количество очков передвижения может расти в зависимости от прокачки нашего воздушного судна и разыгранных ранее карт проектов. Важно, что заканчивать ход можно только в городах, без вариантов. Но по ходу можно пролетать через сектора с бонусами и собирать их. А уже в самом городе можно сразиться с противником и получить в случае победы различные бонусы. Так или иначе, на этом мы завершает фазу, разместив на текущей локации кубик с планшета. В следующие раунды город будет доступен, но в нем нельзя будет подраться ни при каких условиях. А вот в третьей фазе наступает самое интересное. Мы отправляем дронов на задания, а по-русски — выполняем действия.

Всего исходно доступно 3 варианта, а некоторые тайлы из кампании впоследствии могу добавить ещё 2. Правда, такие же по сути, но разные по триггеру. Так вот, мы можем поискать ресурсы, прокачать дирижабль или посадить растение. Поиск осуществляется при помощи размещения своего дрона на нужной ячейке. В этом есть самая главная фишка «Эпохи облаков». Дело в том, что в нашем распоряжении 3 стека карт ресурсов, находящихся в пресловутых «облачных» протекторах. И путем дедукции (да, их можно рассматривать, но нельзя доставать раньше времени) или наугад мы решаем, на ячейку какого стека поставить свою фишку. А после активного игрока те же манипуляции проделывают остальные. Но теперь в рамках уже выбранного стека. Короче, нам доступны 4 вида ресурсов (энергия, вода, сталь и карты проектов). У первого игрока на выбор все 4. У остальных оставшиеся. После ставок карта извлекается из протектора, каждый получает требуемые ресурсы, а активный игрок эту карту ещё и помещает в свою стопку сброса. Теперь она будет работать в качестве карты навигации при следующем замешивании соответствующей колоды. 

Второй вариант — прокачка. Тут проще. На выбор у активного игрока 2 действия, у остальных по одному. Мы либо платим сталь и флипаем тайлы на планшете, либо платим воду и сбрасываем дополнительную карту и разыгрываем проект. В первом случае нам доступны улучшения передвижения, огневая мощь и количество одновременно высаживаемых растений. Во втором разыгранные карты либо немедленно приносят ПО, либо также улучшают наши характеристики и дополнительно техническую подготовку, позволяющую получить в начале раунда больше воды. 

Ну и на закуску посадка растений. Исходно мы можем выполнить это действие дважды, а прокачав соответствующую характеристику дирижабля число высаживаемых растений может увеличиться до 5. Тут тоже есть варианты. Растений в игре 2 вида: засохшие и живые. Первые дают неслабые плюшки в виде дополнительных ресурсов и внеочередных действий, но их надо скидывать обратно в мешок. А вторые только дают ПО, но их можно высаживать на карту. А если на месте высадки есть бонус, то игрок его забирает. Остальные игроки однократно улучшают дирижабль или играют карту проекта. На этом раунд заканчивается и фишка первого игрока передаётся по часовой стрелке. 

В конце игры ещё дважды каждым игроком выполняются прокачка или проект, а затем начинается подсчёт ПО. Он складывается из текущего значения на конец партии, выполненных заданий, карт проектов и топовых значений улучшений дирижабля. 

В целом, все просто и без лишних нюансов и перегрузок. Как таковых комбо нет. А которые есть, в основном связаны с посадкой засохших растений, дающих бонусы и дополнительные действия. Во всем остальном комбинаторика выражена слабо. Декбилдинг колоды навигации тоже есть скорее для галочки. Конечно, получить пару карт со значениями 3 или 4 будет приятно, но всё же не станет смыслом всей партии. Скорее, как мне кажется, нам предоставили набор из поверхностно сделанных достаточно популярных евровых механик, но без лишней перегрузки. Играть можно, откровенных просадок и дисбаланса я не увидел. Но всё кажется слишком простым. Возможно, на контрасте с ВЗП или другими сложными евро, но моя оценка 6/10. А жаль, хотелось большего 

Порог вхождения 

Зато научиться играть в «Эпоху облаков» не составит большого труда. И тут именно простота и поверхностность играют на руку новичкам. Правила написаны вполне читаемо, без подводных камней и необходимости что-то додумывать или дочитывать. Но всё же это не гейтвей, как ни крути. Декбилдинг, менеджмент руки и планшета, перемещение со сбором ресурсов, сбор сетов. Новичков за неё сажать я бы не стал. А опытные настольщики справятся за одну полноценную партию. Плюс ко всему, на выбор есть 3 сценария: ознакомительный, стандартный и продвинутый. Каждый вносит чуть изменённые и дополненные действия, некоторые из кампании. Так что плавно войти в игру вполне реально. 7/10, летим дальше 

Реиграбельность 

Одной из фишек «Эпохи облаков» стала кампания из 6 миссий, раскрывающая сюжет и знакомящая нас с продвинутыми вариантами действий, указанными на тайлах легаси составляющей. Даже, якобы, завезли некую нелинейность. Но по сути дела кампания эта сугубо одноразовая, и вряд ли её будет интересно играть с кем-то, кроме себя самого. А если вы всё же её пройдёте, неважно, соло или с друзьями, вряд ли вам захочется снова играть в «Эпоху облаков». За эти 6 партий вы увидите и пощупаете абсолютно все, даже банальный коленноначертанный сюжетик. Да, сейчас во мне говорит гик. Но, поверьте, радость от новых партий в «Конкордию» или «Ганзейский союз» намного выше, чем от «Эпохи облаков», несмотря на современное оформление и характерный для наших лет винигрет из механик. Конечно, если названия «Брасс», «На Марсе» или «Великий Западный Путь» вызывают у вас ужас и трепет из-за потенциальной сложности, то «Эпоха облаков» сможет на какое-то время заполнить пробел между лёгкими и сложными евро. Ну или она может стать вашей продвинутой семейной евростратегией. Но откровений я бы от неё не ждал, как и захватывающего геймплея. Поэтому 6/10, это мой максимум 

Цена/качество 

На данный момент времени коробка «Эпохи облаков» стоит 5000 рублей. За эти деньги вы гарантированно получите как минимум 6 партий кампании, за время которой карты и компоненты не успеют как следует убиться. Ну и возможно, ещё пару раз разложите. Конечно, почитатель пост-апока могут проникнуться лором (которого нет как такового) и накинуть сверху ещё пару партий. Но лично для меня психологический предел цены данной настолки 3500 рублей. Собственно, именно за эту цену, даже чуть дешевле, я её и брал во время краудфандинга. Я понимаю, какие сейчас времена. Но просто для сравнения. За 5-6 тысяч на барахолках можно найти «Анахронность» — потрясающий образец среднесложной евро с крутым продакшном, обилием приятных компонентов и механик и классной реиграбельностью. Да что там говорить, если в российской версии даже миниатюрки есть. И скажите, стоит ли после этого «Эпоха облаков» своих денег? Я не уверен, вот честно. Поэтому 6/10

По итогу 7 партий «Эпоха облаков» получает от меня средние 6 баллов ровно. Это намного меньше, чем её оценка на BGG, там 7,4 балла. Возможно, я был излишне жесток к довольно тривиальной игре от известного автора. А может она и вправду получилась настолько средней, что другого и не скажешь. Опять же, для сравнения, у самых непризнанных игр Витала Ласерды (Co2 и Escape plan) средняя оценка на BGG 7,6. И их совершенно нельзя сравнивать. Естественно, в пользу португальского Маэстро. А Пфистер сделал простенькую вульгарную поделку, на которую не очень хочется тратить время. Серость, как после пылевого смерча, которых так много в мире настольной игры «Эпоха облаков» 

5 1 голос
Оценка
Подписаться
Уведомление о
guest

0 Комментарий
Inline Feedbacks
Все комментарии
0
Пожалуйста, поделитесь своими мыслями.x