Mosaic: A Story of Civilization
Мы сыграли в эту воистину колоссальную игру уже два раза. Правда, колоссальная она в основном по размеру (она не помещается никаким образом в шкафы Калакс) и по оверпродасшену (каждый компонент премиум класса). По сути же это весьма простая по правилам игра на сбор карт и контроль территорий. Я бы даже сказал, что она семейного уровня (если в вашей семье не пугаются английского).
В свой ход вы выполняете одно из 8 доступных вам действий, и ход переходит к другому игроку. Я сказал 8 действий, но по сути можно сказать, что их всего 5. Так как первые четыре можно спокойно объединить в одно – купи карточку с рынка. Просто есть четыре разных рынка – технологии, постройки, население и налоги/тарифы. Механика у них простая – выбираете карточку с соответствующего рынка, платите цену за нее, и забираете карточку себе, выполняя ее эффект. Самые тонкие колоды это Население (позволяет вам разменять зерно на людей, которые так же тут являются ресурсом) и Тарифы/Налоги, которые позволяют вам заработать денег на своей инфраструктуре. Более толстая колода это Постройки, где вы можете покупать города и села и располагать их на карте мира. По сути, вы можете их покупать и располагать и без карт, но это бессмысленно, так как карты дают вам дополнительные бонусы, а цена остается такой же. Ну и последняя, и самая большущая, это колода Технологий в которой свыше 100 неповторяющихся карточек с разнообразными эффектами. В каждой из этих четырёх колод замешана карточка Скоринга Империи. Когда такая карточка выйдет на рынок сразу же производится промежуточный подсчет очков по контролю территорий, а когда выйдут три такие карточки, тригерится конец игры.
При промежуточном подсчете вы смотрите каждую зону на карте (а их 7) и смотрите, кто в ней имеет больше влияния. Города дают 2 очка влияния, села по одному, чудеса по два. Еще к влиянию прибавляются ваши войска в регионе, которые можно купить или переместить отдельным (пятым) действием в своей ход. Каждая боевая единица может давать по 1-2 очкам влияния в зависимости от того, какие военные апгрейды на технологиях у вас имеются. Тот, кто соберет больше влияния, тот получает 3 очка + по одному очку за каждый город или чудо в этом регионе (независимо чьи), а второй получает 2 победных очка. И так по всем 7 регионам. И так как я упомянул чудеса, то постройка чудес так же является отдельным (шестым действием).
Я несколько раз говорил про цену. В игре твердо установленные цены всего – например, города всегда стоят 2 населения и 4 камня, а военные единицы – по 45 монет. Технологии же стоят 5 идей. От куда же берутся эти ресурсы. Покупаю разные карточки технологий и построек, вы будете продвигаться по шкале производства трех ресурсов – еды, камня и идей. Как отдельное действие (седьмое) вы можете стартовать производство одного ресурса. Для этого суммируете показатель своего производства данного ресурса с количеством вашего население и берете столько токенов ресурса из резерва в свою казну. Быстро и просто.
И последнее (восьмое) действие это установление правительства. Правительства имеют некие требования и цену в 5-20 Идей, а получив его, у вас появляется персональное условие получения очков в промежуточную фазу подсчета очков. Например, Теократия даст вам по 2 очка за присутствие в регионе как минимум одним городом. И того максимум 14 очков, если успеете разбросать города по всем 7 регионам.
Из особенного надо упомянуть, что большинство карт имеют на себе одну или несколько из 9 иконок Столпов Цивилизации и с ними связаны как требования к выполнению некоторых действий с карточек, так и множество условий получения победных очков. В целом игра будет сводиться к двум вехам получения очков – ареаконтроль в промежуточные подсчеты и максимизация условию на карточках в конце игры (собрать как можно больше карточек с определенными иконками Столпов).
Сами понимаете, что ходы в игре быстрые, и поэтому я думаю, не будет проблема в нее играть даже максимальным составом в 6 человек (даже возможно будет интереснее в плане ареаконтроля). Объясняется игра буквально за 15 минут, а все остальное написано на самих карточках, которые и составляют 90% игры. Единственная трудность – не забыть какое-нибудь из действий и от этого упустить очки (например, установление правительства или постройка Чуда).
Про то, что игра безумно красивая и явно произведена с любовью (такой приятный твердый толстый картон…), говорить нет смысла – вес видно на фотографиях.
Остается вопрос хороша ли сама игра. И тут ответ зависит от того что вы в ней ищите. Большинство почитателей ареаконтроля привыкли к играм, в которых у них есть более менее хороший контроль над происходящим, и вероятно эта игра им крайне не понравится. В ней очень много случайностей, которые могут перевернуть все. Например, я говорил что военные юниты имеют влияние 1 или 2. Дело в том что, по сути, и конница и пехота, имеют влияние один, и только если вы купили ЕДИНСТВЕННУЮ (одну для пехоты и одну для кавалерии) карту с рынка меняющую влияния этой единицы, это измениться. Сами понимаете насколько фрустрирующий для серьезных стратегов момент, когда вдруг по воле судьбы армия противника удваивает свое влияние. Не легче положение с катапультами. У всех есть по две катапульты, но в игре ими может воспользоваться только один игрок, который кутил ЕДИНСТВЕННУЮ карточку с катапультами. Катапульта в регионе аннулирует влияние всех вражеских городов (МОЩЩА!). Это самые фраппирующие случаи с технологиями, но в целом они дают вам представление о том какова роля рандома в игре. Вы можете собирать определенные виды карточек, но они просто не будут выходить на рынок или если и выйдут, то в чужой ход и до вас не дойдут. С этим надо смириться.
Все же если вы решили серьезно рубиться в ареаконтроль, могу посоветовать хоумрул – просто уберите вышеупомянутые 3 карточки из колоды технологий, все юниты будут скучными и давать по 1 влияния, но не будет подгоранию от удачи выудившего эти карточки игрока (а не дай Ктулху, один выудит 2 или все 3).
В остальном в игре есть два элемента которые будут вас подталкивать специализироваться в разных направлениях – это постижения, которые даются тому кто первый выполнит какое-то условие, и Золотые века – их получает тот кто первый соберет 6 символов одного и того же Столпа Цивилизации. Оба вида достижений дают по 6 победных очков в конце игры, но могут участвовать и как элементы промежуточного скоринга или условий получения очков с карточек.
Как я сказал, вопреки своему колоссальному виду, это легкая, почти семейная игра, для людей которым не мешает случайность, которые любят приспосабливаться и которым нравятся красивые игры. Я бы не сказал что кому-то эта игра нужна по такой цене и в таком безумном качестве, но если вы ее найдете в ретейл версии и решите взять ее для вечерних ненапряжённых посиделок с семьей или друзьями – вполне хороший вариант.