ТОП недооценённых игр
На «Тесере» написано множество статей, посвящённых самым популярным настолкам. Однако помимо этих хитов существуют и другие игры, тоже очень интересные, но которые затмили их более удачливые конкуренты. О наиболее недооценённых и не столь популярных играх я и хочу рассказать в этой статье.
«Предназначение»
Не сказал бы, что игра совсем уж малоизвестна: она имеет неплохую оценку на BGG и успешно локализована Hobby World. Тем не менее она как-то затерялась среди прочих приключенческих игр, а ведь эта игра представляет собой поистине уникальный проект.
Фактически это не настолка, а книга-игра с очень простыми правилами, где нет даже боевой системы или уникальных навыков героев. Игрок в свой ход просто перемещается в соседнюю локацию и выбирает доступный там вариант действий. Проверки проходят банальным броском кубов, пусть и с изюминкой. Зато тут можно сосредоточиться на сюжете и не отвлекаться на скучные мелочи (как, например, в «Осквернённом Граале» — там то менгир идти зажигать, то на зайцев ради пропитания охотиться).
Хотя я и назвал «Предназначение» книгой-игрой, книги тут нет, её роль исполняет мобильное приложение. На столе игрокам делать нечего, разве что смотреть на выгнутые планшеты и мелкие, словно работы рук Левши из произведения Лескова, миниатюры. Причём они там, за исключением персонажей, особо и не нужны. Видимо, их главная цель — увеличить цену коробки.
Главная особенность «Предназначения» — то, что игра не кооперативная, а соревновательная. Скажем, при игре с девушкой в приключенческие игры непонятно, что делать, когда у вас разные варианты выбора действия. Будешь стоять на своём — назовут тираном и мужланом, уступишь — станешь в её глазах подкаблучником). Здесь же игроки действуют независимо друг от друга. Однако конкуренция между ними велика: первый выполнивший свою цель игрок побеждает, а остальные остаются ни с чем. Сжечь все надежды и чаяния персонажа, в роль которого вжился, гораздо обиднее, чем уступить пару победных очков в евро.
Успех в игре во многом зависит от интуиции. Встреченные персонажи часто говорят намёками, и надо пытаться домыслить, куда именно пойти и что там делать. Если пойдёшь по ложному следу — потеряешь время, что в итоге приведёт к поражению. В этом смысле игра близка к ролевым играм, живым квестам, квест-комнатам и тому подобным развлечениям.
Мне понравилось, что партию на двоих можно сыграть за 2–3 часа, а сценарии, по сути, независимы друг от друга (хотя и лежат в рамках одной кампании). Дважды проходить их бессмысленно, поэтому это та игра, которую можно со спокойной совестью пройти за пару недель и продать. Учитывая обилие коробок в коллекции, это же ведь плюс, да?)
Отдельно отмечу возможность бесплатно скачивать новые сценарии для игры, созданные другими игроками. Жаль, что пока их немного, но сама идея создания дополнительного контента очень интересна. Ведь тогда это уже не игра, а целая игровая система, постоянно пополняющаяся новыми сценариями.
Давать оценку игре сложно. По исполнению это 5/10, но по впечатлению и эмоциям — 10/10. В этом смысле игра очень сильно понравилась, я прямо погрузился в мир игры и забыл о реальном мире!
Yamatai
«Яматай» — младший брат популярного абстракта «Пять племён» от того же автора, Бруно Катала. Но в отличие от «Пяти племён» эта игра не была локализована, да и международными наградами не отмечена. Хотя она действительно не дотягивает до такого бриллианта, как «Пять племён», всё же считаю эту игру явно недооценённой.
Во-первых, это одна из самых красивых настолок в моей коллекции. Удивительный мир тропических островов на юге древней Японии, между которыми снуют разноцветные лодочки, завораживает взгляд.
Во-вторых, сам игровой процесс необычен. В свой ход игрок выбирает один из доступных флотов и по одной размещает связанные с ним лодочки. При этом первая размещённая лодка должна примыкать к лодке того же цвета. Если вокруг острова расположились лодки определённых цветов, то игрок сможет разместить там свой дом или храм. При этом не важно, кто из игроков поставил все эти лодки. Особенно выгодно строить дома на горах, рядом с храмами и по соседству друг с другом.
Другим способом получения победных очков является наём союзников, которых можно нанять за сбор жетонов с островов (желательно одного цвета). Помимо очков союзники приносят определённые бонусы владельцу.
Каждый ход игрока — головоломка, заставляющая подумать, как поместить наиболее дорогое из доступных на рынке зданий на остров. Помочь найти решение могут способности персонажей, бонусы флотов и покупка лодки за деньги. Важно не только сделать оптимальный ход, но и не открыть при этом сопернику ещё более выгодную возможность — особенно при игре вдвоем. Именно в этом многообразии решений, часто приводящим к даунтайму, игра схожа с «Пятью племенами».
Хотя за ход можно купить максимум 1 лодку, всё же это существенно облегчает достижение цели. Поэтому для опытных игроков я предлагаю хоумрул: после покупки игрок не сможет следующие 3 хода покупать лодки. Это заставляет игроков строить более сложные комбинации.
Master of Orion
Есть настолки, которые создаются как грандиозные игры, хиты, стремящиеся удивить игрока. А есть те, которые изначально и не претендует на звание шедевра, но зато они уютные, относительно простые и недолгие по времени. В которые можно расслабиться и сыграть вечером после рабочего дня. Одной из лучших таких игр я считаю Master of Orion.
В основе игры — карточный движок. Поэтому основные действия тут связаны с картами: взять 2 карты из колоды, сбросить карту за ресурсы или разыграть её. Разыгранная карта выкладывается перед игроком в любую из 4-х стопок — звёздных систем. Многие карты дают постоянные свойства, но действовать будут только лежащие сверху стопок. Поэтому перед игроком неизбежно встанет вопрос, в какую из стопок — звёздных систем — сыграть карту. Особенно учитывая ограничение в максимум 5 карт в одной системе. Большинство карт увеличивает производство одного из ресурсов, а чем больше ресурсов — тем больше ходов в раунде.
Что мне больше всего нравится в игре — так это интересные особенности карт. Например, «автоматическая лаборатория» даёт 2 хода, если у игрока есть активная карта жёлтого цвета, а «гражданский корабль» — построить до 2-х карт с руки, если одна из построенных — синяя. Поэтому перед розыгрышем таких карт надо подготовиться. Очень много вредных для соперника карт: например, «лагерь шпионов» заставляет соперников скинуть своих советников, «линкор» блокирует действия карт соперников и так далее. Такое агрессивное взаимодействие — большая редкость для подобных игр.
Ещё больше взаимодействия проявляется и в возможности атаковать соперника. Атака приносит 2 победных очка, а также снижает мораль соперника. Однако её эффективность можно повысить ещё больше, если сверху стопок игрока будут карты, срабатывающие при нападении. Например, «звезда смерти» приносит дополнительные очки при атаке, а «центр подготовки шпионов» позволяет взять любую карту из руки соперника. Кстати, с помощью атак и розыгрыша карты «титан» можно вообще уничтожить соперника, выбив его из игры! Но такое случается редко, и лишь если соперник совсем забудет про пропаганду. В свою очередь есть и карты, помогающие обороняющейся стороне, которые делают атаки невыгодными.
Как и во всякой карточной стратегии, многое в Master of Orion зависит от удачи с приходом карт. Наиболее ценными я считаю карты, дающие очки за сеты одного цвета. Чтобы уменьшить влияние рандома, предлагаю простой хоумрул: эффекты «в конце игры» считать эффектами «мгновенно». Тогда, получив заветную карту «космического лифта», игрок либо должен будет хранить её на руке (и рисковать лишиться её), либо, построив её заранее, недополучит очков.
«Рококо»
Часто настольные игры завоёвывают популярность только благодаря сеттингу — достаточно упомянуть «Крылья», «Покорение Марса», «Мастеров пламени»… А вот с «Рококо» случилось наоборот: тематика игры негативно сказалась на продажах. Всё же большую часть настольщиков составляют парни, и тема про пошив платьев и проведение балов их отпугнула. В итоге издательство «Звезда» с большим трудом продавала тираж, а цена большой игры с множеством компонентов падала до цены «Манчкина». Лично я купил «Рококо» в интернет-магазине за 660 рублей в 2018 году. Да, цены тогда были ниже текущих, но не настолько же!
Тем не менее игра вышла весьма интересной и необычной. В основе игры — карточный движок, но карты тут никогда не перемешиваются, а выбираются игроком. Да, хочется выбрать самые лучшие карты, но тогда на следующий раунд останутся худшие…
Карты бывают 3-х типов: мастера, подмастерья и ученики. Разыграв карту мастера, можно выполнить любое действие в игре. А бестолкового ученика можно разве что на рынок за бутылкой (пардон — за тканью) послать. Кроме того, карты содержат определённые бонусы, которые срабатывают при розыгрыше. Некоторые бонусы очень ценные, поэтому заставляет купить карту даже ради одного её розыгрыша.
Вторая механика игры — ареа-маджорити. После пошива платья можно отправить месье или мадам на любое свободное место во дворце. Игрок, занявший первое место в зале по количеству находящихся там людей, получит солидные победные очки. Больше всего очков приносит верхний зал, причём оттуда можно ещё и перемещать гостей на балкон — смотреть фейерверки. Как и в других играх с подобной механикой, стратегия заключается в том, бороться ли до конца за первое место в самом «дорогом» зале или пытаться везде распространиться, чтобы получить очки за вторые места. Благодаря двум полям, на большое и малое число игроков, «схватка» за залы будет жаркой при игре любым составом, в том числе и дуэльно.
Помимо размещения в залах платье можно продать. Ведь зарабатывать очки можно и за счёт наёма музыкантов, создания статуй и фонтанов, на которые нужно немало денег.
В любом случае «Рококо» — довольно интересное и увлекательное евро; жалко, что продажи такой игры провалились.
«Санта-Мария»
Если в «Рококо» слабым местом стала тема, то «Санта-Мария» разочаровала игроков ещё и своим оформлением. Пожалуй, графика в прототипах игр и то зачастую лучше, чем небрежные картинки в этой игре. В результате коробки с игрой, полностью забитые многочисленными компонентами, стоят всего пару тысяч рублей. Очень жаль, ведь с точки зрения игровой механика игра великолепна!
Планшет игрока представляет собой небольшое поле размером 6 на 6 клеток. Некоторые клетки изначально заполнены, а пустые можно «заселить» размещением там жетонов. В свой ход игрок может или активировать одну клетку за деньги, или сразу весь ряд / столбец кубиком. Интересно, что кубик «съезжает» до последней занятой клетки и остаётся там, закрывая её до конца раунда, но предыдущие клетки можно активировать повторно.
При таких несложных правилах игра очень комбинационна. Даже если у игрока остался лишь 1 самый дешёвый ресурс, он ещё может долго «крутиться». Например, продать его за монету и активировать клетку, позволяющую продвинуться по треку колонизации. Получив благодаря этому дополнительный кубик, активировать ряд, снова дающий ресурсы. Эти ресурсы потратить на получение нового сектора, который можно разместить на поле. И так далее. Хорошо, что в игре только 3 раунда, — иначе партия могла бы затянуться на несколько часов.
Особенностью русского издания «Лавки игр» является большое количество дополнительных модулей в коробке. Эти модули можно включать и выключать по своему усмотрению. Без модулей, с голой базой, игра представляет собой несложную семейку, доступную для новичков. С включением же одновременно нескольких режимов (карточек целей, губернатора, специалистов и т. д.) мы получим хардкорную стратегию, заставляющую поломать мозг даже почитателей Ласерды. Квинтэссенцией модулей является возможность игры одним игроком за индейцев, что представляет по сути отдельную игру со своими правилами. Ну, модуль индейцев — явный перебор, а так режимы здорово разнообразят игру и позволяют подобрать сложность под уровень игроков.
Эх, сделать бы редизайн «Санта-Марии», улучшить графику, да и тему придумать поинтересней — и игра наверняка бы попала в топ-100 BGG! Впрочем авторы, видимо, тоже это поняли, потому как их последующие работы — «Грандиозное представление» и «Проект “Возрождение”» — гораздо красивее и тематичнее.
Wonderland’s Wars
Лучшая (по моему скромному мнению, конечно) амери-игра. Назвать её совсем уж малоизвестной нельзя: она выиграла ряд премий и занимает довольно высокое место в рейтинге BGG. С другой стороны, стоимость игры высока, и мало кто из настольщиков России готов за эти деньги купить «игру на удачу». И совершенно напрасно!
Что бы там ни говорили об отточенных механиках, выверенном балансе и комбинациях, прежде всего настольные игры должны дарить эмоции! А эмоций по определению больше всего дарят push-your-luck игры. Однако игры на удачу, в которые я играл (например, «Шарлатаны из Кведлинбурга», «Кубитос», «Космобаза») меня не особо зацепили. В отличие от Wonderland’s Wars!
Тут надо сказать, что игра состоит из двух частей. Первая — чаепитие — совершенно «евровая» часть, в которой игроки выбирают карты действий. Действий в игре много: размещение воинов, улучшение планшета, повышение силы лидера, взятие карт целей, получение новых фишек, наём героев или покупка артефактов с уникальными способностями. Сами эти карты обычно содержат несколько действий, поэтому надо изрядно подумать, какую из них выбрать и как её разыграть. При этом драфт устроен так, что игрок может выбрать любую карту на столе, но если выбирать более дальние, то это приведёт к штрафу — получению осколков безумия. Сложность этой фазы отличает игру от других push-your-luck игр, заставляя игроков тщательно обдумывать свои действия. И нивелирует фактор удачи: опытный игрок наверняка победит новичка.
А вот вторая часть, напротив, очень азартна. В ходе неё по порядку происходят битвы в каждом из регионов. Имеющие там воинов игроки одновременно вытягивают по одной фишке из мешка. Одни дают очки силы, другие же приводят к гибели воина владельца. Единственный выбор, который может сделать игрок, — остановиться или продолжить тянуть дальше. Но выбор этот очень сложный: вроде бы и стоит спасовать, но уж очень хочется догнать лидера, до которого осталось пара очков… Разница между спасовавшим и «вылетевшим» из боя игроком огромна. Если игрок спасовал, то он может разыграть бонусные свойства фишек, улучшить планшет с помощью ковки, выполнить карту цели. А вот если он вылетит, вытянув роковую для себя фишку, то уже точно ничего не получит. Побеждает в бою тот, который первым наберёт 25 очков, или лидер по треку, если все спасовали.
Смотреть за этими увлекательными гонками-битвами интересно, даже если сам в них не участвуешь. Но можно и «поболеть» за своего фаворита, сделав ставку на победителя. Порой результат предсказуем, но иногда случаются и неожиданности — вдруг побеждает слабейший игрок.
Также стоит отметить красочное, яркое оформление игры и необычный сеттинг, посвящённый «Алисе в Стране чудес». На мой взгляд, Wonderland’s Wars отражает именно то, какими и должны быть современные настольные игры.
«Город Великой машины»
Не назвал бы эту игру малоизвестной, но всё же новинка от Crowd Games явно заслуживает большего количества статей и обсуждений. Ведь эта игра — лучшее, что случалось в российской игровой индустрии. Да, до этого наши выпускали неплохие настолки, но все они не отличались грандиозным размахом. «Индустрия», «Война миров», «Акватика», «Фототур», «Эволюция» — неплохие, но явно не претендующие на звание игры года проекты. В ГВМ же всё прекрасно и эпично!
Во-первых, интересный сеттинг: игроки сражаются не с очередным монстром, а с тоталитарным государством, вдобавок представленным искусственным интеллектом в мире стимпанка. Во-вторых, она отлично оформлена: тут и красивые иллюстрации, и миниатюры, и удобный органайзер. В-третьих, игра имеет множество режимов и модов. Так, в игру можно играть и в кооперативном, и в «один-против-всех», и в дуэльном режиме, и соло, а главное — все режимы полноценны! Ощущения от игры за Великую машину одни, а за героев-революционеров — совершенно другие, и это не удивительно, потому как у каждой стороны свои правила, стратегия и компоненты. Различаются компоненты и в разных игровых режимах. Так, при игре в кооперативном режиме главной целью является выполнение заданий, которых вообще нет в соревновательном режиме, зато там нет необходимости предугадывать действия соперника. Чистая база довольно проста, но на помощь приходят многочисленные дополнения к игре. И всё это великолепие за смешные деньги!
Игровой процесс оригинален. Герои-революционеры бегают по кварталам парящего в облаках города, беседуют с людьми и уговаривают их присоединиться к восстанию, а также повышают недовольство к властям и ломают стражей. Великая машина пытается предугадать поведение героев и провести на них облавы; принимает законы-директивы, облегчающие продвижение её Великого Плана. Таким образом, стратегий на игру тут довольно много.
Минусом игры является некоторая однотипность и примитивность игрового процесса, что не позволяет игру назвать суперхитом. Однако в любом случае игра достойная и претендует на попадание в число лучших игр года.
А какие ещё настольные игры вы назвали бы самыми недооценёнными?