Too Many Bones
На этой неделе мне выпала возможность сыграть в Too Many Bones (Слишком много костей), и так как я уверен, что второй партии у меня в эту игру не будет, незачем откладывать написание впечатления на потом.
Должен сразу предупредить, что если вам покажется моё мнение слишком уж негативным, то вы должны учесть один простой факт – я не люблю игры в стиле данженкролер или битвы на тактической карте. Просто первые я считаю урезанной версией настольных ролевых игр, а вторые урезанные версии данжанкролеров (то есть, урезанную версию урезанной версии настольных ролевых игр). Вы можете со мной не согласиться, и, уверен, у вас есть миллион вполне разумных доводов, но тут не идёт речь о какой-то неприязни на стабильной разумной основе – просто мне не нравятся такие игры и всё. Но я всегда готов попробовать любую игру хотя бы разок, так что меня пригласили друзья в гости, им подарили эту игру и они хотели мне её показать.
Сюжет игры не особо замысловатый. В некотором царстве, в некотором государстве живет вольный народец гирлоков – остроухие весёлые коротышки с тягой к приключениям. И так случилось, что на эту страну приключилась неприятность – ее пришёл кошмарить злой тиран. Ваша группа гирлоков отправиться в путь, чтобы найти способ подобраться к этому тирану, прорываясь через орды его приспешников. и в конечном счёте изгнать его из своих земель.
Это кооперативная игра, в которой каждый из вас выступит гирлоком с определённой ролью и способностями. Это будет отображаться при помощи вашего уникального планшета и набора кубиков. У каждого из героев есть 4 базовых показателя – Здоровье, Ловкость, Атака и Защита. Здоровье определяет, сколько у вас жизни, ловкость – сколько максимум кубиков вы можете кинуть в свой ход, а атака и защита определяют максимальное количество кубиков атаки и защиты, которые вы можете использовать в бросках (но, конечно же, не больше в сумме, чем показатель ловкости).
Кроме основных показателей на вашем планшете будут ещё 16 мест для разных умений и предметов, которые будут абсолютно уникальны для вашего героя. Эти умения будут выглядеть, как выемки для расположения соответствующих уникальных кубиков.
В течение игры вы будете получать очки развития, и тратить их или на увеличение ваших базовых показателей, или на приобретение кубиков соответствующих вашим уникальным умениям.
Сама игра или точнее развитие её сюжета построено на карточках встреч. В начале каждого раунда вы вскрываете очередную карточку встречи и читаете её. В конце вам предлагается выбор, который вы делаете, как группа. В результате вы будете получать разные награды – предметы, очки развития, очки продвижения по сюжету или закрытые сундуки. Чаще всего, чтобы получить эти награды, вам придётся сразиться с приспешниками тирана на тактической карте.
Тактическая карта состоит из 16 клеток (4х4) и представляет собой схему линейного боя. Вы расположите свои фишки напротив фишек врагов – на передовой линии герои и враги ближнего боя, а на задних линиях – стрелки. Далее всё по классике. Вы и враги действуете по инициативе. В свой ход вы можете передвинуться, потратив за это единицу ловкости (то есть, будете потом кидать меньше кубиков), и нанести удар по врагам. После того, как вы переместились (если хотели), вы набираете горсть кубиков (в зависимости от ваших наличных умений и стратегии) и кидаете их. Дальше дело техники – смотрите выпавшие стороны и пользуетесь ими для нанесения урона, зарядки других умений, манёвров и так далее, в зависимости от особенностей вашего персонажа, его развития и экипировки.
Если вы всех врагов побили, то вы молодцы и получаете награду. Если нет – ничего страшного, вы вернётесь в лагерь зализывать раны. Иногда, даже независимо провалили вы битву или нет, вы всё равно получите часть вознаграждения за встречу. Так вы, развиваясь, проходите через череду встреч, пока не соберёте нужные для достижения логова тирана очков развития сюжета. Тут надо сказать, что если вы будете слишком медлить, то можете проиграть, так и не добравшись до него. Так как на то, чтобы собрать нужное количество очков продвижения по сюжету, у вас есть строго установленное количество раундов-дней. Причём чем больше дней прошло, тем больше и сильнее становятся противники. Соответственно, вы можете, набрав нужное количество очков продвижения сюжета, решить ещё немного покачаться до босса, но знайте, что он тоже это время проводит в фитнес-зале. Победили босса – умнички. The End.
Теперь про мои впечатления. Как я сказал, делайте скидку на то, что я не фанат самого жанра подобных игр, и, возможно, я буду слишком критичен. Но всё, что я скажу в качестве критики, это скорее то, чего мне лично не хватало в этой игре, и всё это не делает её обязательно плохой для тех, кто наоборот фанатеет именно по этому виду игр.
Начну издалека. Я не почувствовал в игре сюжета. Да, карточки дают тебе какие-то истории, некоторые даже с продолжением, ибо добавляют в колоду встреч новые с последствиями вашего выбора (мини-версия системы библиотек из настольного Фаллаута), но, в целом, игра настолько механична, что как-то было абсолютно пофиг на сюжет. Снова же, я рассматриваю игру с точки зрения любителя нарратива. Тут в большинстве случаев или у нас так совпало – что бы мы не выбрали, всё идёт к битве, и это, наверное, норм для игры на тактическую боевку.
Второе, что меня немного напрягло, это продолжительность. Как бы мы прошли 5-6 битв за всю игру, но оказалось, что на четверых это у нас отняло 4 часа. Не скажу, что в игре сильный даунтайм, так как это кооператив, и вы всё время заполняете обсуждением своей общей стратегии, но всё же я не почувствовал в этой игре наполнения, которое бы заслуживало 4 часа моего времени.
Ну и так как это игра на кубиках, мне показалось, что в ней слишком много рандома для тактической игры и слишком мало механик для его управления.
Но то, что больше всего мне не понравилось, это линейность персонажей. Каждый персонаж уникален, но одновременно с этим он настолько предсказуем, что в какой-то момент у меня сложилось впечатление, что это он играет мной. Я играл гренадёром, и не видел особого смысла делать что-либо, кроме как собирать бомбы и кидать их во врагов. Особых альтернатив я не видел. Да, были разные виды бомб, но обычно мой герой мог собрать и использовать в бою максимум 2 бомбы (не считаю инвентарную Святую Гранату), и я, честно, не видел смысла использовать оглушающую гранату вместо гранат, которые наносят урон и которых две – то есть ровно столько, сколько я могу собрать и использовать в одной битве. Очень редко мне могло повезти с кубами компонентов, чтобы я собрал 3, а не 2 бомбы, но и тогда мне лучше одну приберечь на следующую битву, когда, возможно, мне не повезёт с компонентами, и я смогу собрать всего лишь одну.
Приблизительно такие же были и мои наблюдения за героями других игроков. У них есть одна единственная стратегия, и она лежит на поверхности. Отходить от неё не то что нет смысла, а даже опасно местами.
Тут должен оговорить одну вещь. Я играл в базовую игру, и мне сказали, что в дополнениях есть более интересные герои, что даже если они линейные, уже даёт какое-то разнообразие по формированию группы и взаимодействию между разными героями. Обычно я придерживаюсь мнения, что если база меня не зацепила, то, как автор ожидает, что я куплю дополнение. Но тут я вполне осознаю, что данжанкролер и и тактические файтинги, это чуть более специфичный жанр игр, в которых обыкновенно база — это туториал, который призван только показать тебе основные принципы игры, а всё самое вкусное и разнообразное оставляют для последующих дополнений, и это норма. Это логично, и я это не осуждаю.
В целом, я не могу сказать, что игра плохая, она даёт именно то, что обещает жанр. И то, что этот жанр в принципе не в моём поле интересов, играет решающую роль в том, почему мне не будет интересно снова вернуться к этой игре.
Ну и чтобы не было только негатива, я должен сказать, что я знал о стандартах производства Chip Theory Games и об их стремлении все игры делать с премиум компонентами. Однако я впервые лично увидел их вживую, и это действительно впечатляет. Единственный картон в игре – это книжка правил. Пластиковые карты, неопрен, покерные чипы для героев и врагов, классные кастомные кубики. Если не другое, то тактильное удовольствие я точно получил.