Voidfall (Опустошение)
Чего только я не наслушался про Voidfall (Опустошение) до того как игра попала ко мне в руки. И то, что она убийца Эклипса, и то что раскладывается долго, и то что это евро 4Х и так далее.
Что ж, я успел сыграть в нее свою первую партию и могу прокомментировать эти слухи и добавить парочку своих рассуждений.
Начнем с раскладки. Когда купил игру, я дома все выдавил, распаковал и разложил по зиплокам так как считал что будет удобнее всего для раскладки. Конечно, не прочитав правила, я не мог прям сделать самое оптимальное сортирование компонентов, но значительно к нему приблизился. После всего этого таинства у меня еще долго болели подушечки на кончиках пальцев от заклёпа колесиков на планшетах подсчета победных очков и ресурсов. Слава Ктулху, я быстро догадался просто взять молоток.
Вопреки всему этому первая раскладка у меня заняла ровно 1 час 37 минут и 58 секунд (да, я засекал хронометром). Уверен, что наловчившись, я смогу свести раскладку до более разумного времени, но все же это пока что мой рекорд первой раскладки игры. Ну и должен сказать, места она занимает довольно много, и на троих она у нас едва поместилась на стол с размером 98х145. И это на троих игроков (что, кстати говорят, является оптимальным составом). На четверых, вероятнее всего, разные токены кораблей и так далее придется держать на дополнительном столике возле игрового стола.

Потом я взялся за изучение правил. Честно говоря, после раскладки игра выглядела пугающе. Миллионы компонентов, разбросанных по карте, закрывали почти все картинки с видом звезд и планет, а миллиарды разнообразных иконок и обозначений, составляли свою отдельную галактику. Это обычно способно обескуражить многих. Но не все так страшно, как выглядит.
Когда я прочитал правила, я понял что не так уж и все сложно, и даже пугающее количество иконографии, по сути, хорошо объяснено в правилах и Глоссарии, и очень быстро вы поймёте логику обозначений, и даже не будете лезть проверять в правила иконки которые впервые видите. Вы поймёте их значение, так как уже будете знать общую логику составления иконок в игре. По сути, за всю игру мы всего три раза открыли Глоссарий (удобная книжка, в которой описаны ВСЕ компоненты и обозначения в игре). Конечно, чтобы достичь до этого уровня просветления, вам будет необходимо где-то час проговорить правила и растолковать игрокам базовые обозначения на их карточках действий. Но это все же лучше чем рассказывать правила Феода, например, где на карточках крайне запутывающие обозначения и не указаны нюансы. Тут же все ясно и понятно. Простые действия, простые обозначения, никаких скрытых нюансов.
И хотя далее игра заняла у нас 4 часа, у нас не возникало проблем и вопросов по правилам. Кроме одного раза в конце игры, когда я неправильно прочел действие одного из кораблей. Но давайте по порядку.
Для начала это игра рассказывает нам историю далекой галактики, где в какой-то момент одна из цивилизаций пережила невероятный прогресс и за отрицательные сроки достигла технологий межзвездных путешествий. Она нашла и аплифтнула (помогла развиться до ее уровня) многие другие народы в космосе и установила свою галактическую империю. И все бы хорошо, если бы не причина этого прогресса. Тут, наверное, авторы вдохновлялись серий компьютерных игр Mass Effect, ибо интрига приблизительна такая же. Некое межпространственное существо, известное только как Пустота (Void) выбрало изначальную цивилизацию как своего проводника и скармливало ей свои безграничные знания о технологиях многих цивилизацию прошлого, лишь для того что бы эта цивилизация объединила галактику и сделала ее процветающий и более жирной, что бы потом VOID пришел и полакомился ею. Что происходит дальше, зависит от режима игры. Если вы играете в соло или в кооперативе, то вам предстоит отразить атаку Пустоты. А если играете в соревновательном режиме – то тут как бы вы будут играть за амбициозные дома, которые желают поделить галактику после падения дома Новархов (того самого что был проводником Пустоши), параллельно очищая галактику от заражённых остатков бывшего монархического дома. Мы, конечно же, играли в соревновательном режиме.

Механика игры весьма проста для усвоения. У вас есть 12 карточек на руке. В большинстве своем они одинаковы для каждого игрока, но в зависимости от избранного дома, некоторые из них (1-2) могут быть заменены на уникальные карточки дома. На каждой карточке есть по три действия и в свой ход вы обыкновенно играете одну карточку и выполняете два из трех действий на ней. Это могут быть действия связанные с постройкой, передвижением и атакой флотов, постройкой инфраструктуры ваших систем и повышением населения, производством ресурсов, развитием технологий или очищением скверны Пустоты. По-моему ничего не упустил. В каждом из трех раундов, которые здесь называются Циклами, вы будете играть определенное количество карточек (их определяет событие, вскрываемое вначале раунд) – от 4 до 6 (только в обучающей миссии есть событие с 3). То есть, вы проделаете в один раунд от 8 до 12 действий. Конечно, это не совсем точно, ибо есть возможность сыграть иногда все три действия с карточки, а иногда одно действие содержит в себе 2-3 … ну, по сути, действия. Отдельные действия весьма просты и, по правде говоря, не очень значимы, так что это из тех игр где вам будет необходимо спланировать цепочку действия на несколько ходов вперед, что бы ощутить эффект своих действий или сделать то что запланировали (например, захватить очередную систему, открыть новую технологию и так далее).

В конце каждого раунда в первую очередь вас могут немного потормошить налетчики Пустоши, но в нашей игре они были в целом импотентные и нам особых проблем не создавали. Главное что случится в конце Цикла, это подсчет победных очков – и тут вы получите разные бонусы от выполнения условий события и победные очки с карточек личной Стратегии. Эти карточки вы так же будете получать и активировать как результат своих действия во время активной фазы Цикла. Это будет основной источник ваших победных очков в игре, и так как у вас будут разные личные стратегии, то и цели в игре у вас будут разные, что заставит вас действовать ассиметрично.
Победителем же в игре будет тот, кто наберет больше всего победных очков в конце третьего Цикла. Да, вот так все просто. Конечно, в игре много нюансов, которые я не упомянул, но можете поверить мне на слово, они тоже не особо сложные и вы быстро их усвоите.
Какие в игре я увидел плюсы и минусы? Ну тут все очень субъективно и скорее надо исходит из того как себя позиционирует эта игра. Нам ее рекламируют как евро в жанре 4Х.
Сразу скажу это не 4Х. С натяжкой можно назвать 3.5Х. Если eXpand (расширение) и eXploit (использование ресурсов) в игре навалом, то eXterminate в нем на весьма примитивном уровне.

Тут сражаться будут в основном с порождениями Пустоши, которые не особо сильны, особенно если у вас уже есть боевые технологии. Возможно потому что мы для первого сценария выбрали такой у которого оценка агрессии была пониже, то мы так и не пересеклись с другими игроками на поле боя. Возможно, в другом сценарии заруба будет более жесткой и, что самое главное, будет иметь какой-то смысл. И все же, боевая система есть, она полностью в евро-плоскости. Тук нет никаких скрытых элементов, и вы знаете результат битвы в момент, в который решите ее начать. В самой базовой версии боя вы просто по очереди убираете по одному кубику-токену из силы обоих флотов, пока у кого-то эти самые кубики не закончатся. Конечно, технологии могут предотвратить убирание кубиков в некоторых раундах боя или позволят нанести урон в два кубика в ваш ход. Но снова же, все это известно предварительно и обе стороны знают результат битвы в момент ее начала. Никаких эпичных удержаний огромного флота одним кораблем на везении на кубах тут не будет.
Что касается последнего X (eXplore – исследование карты), этот параметр полностью отсутствует, если не считать токенов награды, которые лежат в закрытую на неосвоенных системах. Вы их вскрываете и забираете себе, если завоюете систему. Но награды на них обыкновенно столь незначительны, что полноценным исследованием это не назовешь. Но так как есть какой-то элемент скрытой информации, которую ты открываешь, зайдя в новую зону, скажем, что вот это именно та 0.5 Х.

Насчет евро игры, авторы нас не обманули – ни миллиграмма случайности, все просчитано, введено в строгие математические формулы и призвано давать вам победные очки, если вы хорошо справляетесь. Очень редко вы можете потерять победные очки, и то только если не сможете заплатить содержание вашей инфраструктуры в конце Цикла. Даже битвы здесь в евро стиле.
Плохо все это или хорошо зависит только от того насколько вы хотите играть в Эклипс (который полон рандома и я лично не понимаю, как у кого-то поворачивается язык называть его евро) или в добротное масштабное евро. А Voidfall, по-моему, именно добротное евро.

Из минусов могу отметить только оформление и фидлинг. И тут даже не дело в том, что я купил ретейл версию, а не делюкс с кикстартера с фигурками кораблей и металлическими жетонами. Поле просто перегружено разными жетонами и токенами, и их часто надо будет туда-сюда двигать выкладывать и убирать. Но, это же евро, а евро игроки давно привыкли к жертве красоты во имя игрового баланса и процесса.
Кстати, я упомянул что мы играли первую партию 4 часа, но я думаю что партия могла бы уместиться и в двух часах, если игроки будут стараться думать в ход других игроков, а это вполне возможно, так как в начале игры, как минимум, у вас не будет пересечения с другими игроками и они не смогут повлиять на вашу стратегию, что позволяет вам спланировать все и в свой ход просто задействовать свой план.
В целом, на удивление игра не отпугнула нас, и мне она даже понравилась. Пугает только перспектива снова кому-то ее объяснять ха ха
