Та самая Дюна
Сыграли мы в вашу эту древнюю Дюну. Сразу обозначу – мы не доиграли партию до конца.
Итак, так как я не знал, будет ли еще партия по этой игре, я сразу пустился во все тяжкие. Играли с дополнениями и продвинутыми правилами. Исключили из игры только продвинутую систему боя (потому что все говорят, что не стоит с ней играть), модуль с планетами и их захватом (потому что, вносит ненужную комплексность и вещи за которыми надо следить) и без токенов превосходства (просто потому что они скучные и ни на что не влияют, как по мне).
Мы рандомизировали фракции и попался такой состав: Я играл за Тлейлаксу, и кроме меня были Атрейдесы, Фримены, ЧОАМ и дом Морани.
Атрейдесы начинают с наибольшим присутствием на планете в начале игры, вместе с Фриманами. Половина их армий начинает уже расположенной на карте Аракиса. Небольшой армией располагает и дом Морани. Чоам и Тлейлаксу не имеют присутствия на планете в начале игры. Каждая фракция в игре имеет асимметрические способности. Так Атрейдесы знают, где будет извержение меланжа на планете и так же их разведка позволяет раскрыть часть боевого плана противника перед битвой. Фримены, так как находятся на планете, могут бесплатно выводить своих людей на карту, но вот с пополнением потерь у них туго, так как не имеют доступ к технологиям клонирования. Зато могут ездить на червях и не боятся песчаной бури. И раз уж пошел разговор о клонировании, то мой дом Тлейлаксу в этом специализируется и предоставляет эти услуги всем остальным. Помимо бесплатного ограниченного клонирования, доступного всем, если вы хотите возродить больше своих погибших и особенно лидеров то … заплатите Тлейлаксу звонкой монетой. Конечно, дом пользуется этим и иногда ради своих целей клонирует близнецов чужих лидеров и воинов и отправляет их как своих агентов. ЧОАМ представляет из себя неправительственную организацию, которая по легенде занимается благотворительностью. Однако, по сути это картель влиятельных особо, которые собирают капиталы из разных потоков, что бы воплощать в реальность свои политические цели (ограничить власть Императора и двора и установить теневое правительство финансовых олигархов). В их обязанности входит выплата компенсацию, фракциям которые на грани банкротства, однако за это они получают каждый ход субсидии. В целом у них никогда не бывает проблем с деньгами. Последней фракцией в нашей игре был дом Морани. Это благородное семейство, которое не чурается неблагородных методов для достижения своих целей. У них есть целый набор капканов, которые они могут закладывать в цитаделях Аракиса и тем самым вносить страх и неуверенность в сердца других игроков. Это дает им сильный козырь для шантажа, вплоть до навязывания союза с собой.
С начала игры логично, что цитадели на карте, а для победы игрок должен контролировать три из них в конце раунда, разделились между теми, кто уже присутствует на планете – Атрейдесами, Фрименами и Морани. ЧАОМ получили деньги в начале хода, но не спешили заходить. Тлейлатку просто в начале игры сидят без денег. Надо понимать, что их потоки денег появятся лишь тогда, когда другие фракции начнут воевать и платить им за оживление своих лидеров и войск.
Если не главной, то одной из главных движущих сил игры, это карточки Treachery (Коварства/Предательство). В основном это карточки оружий и защит, и они прилагаются парами к боевому плану. Когда в определенную фазу игру, одна или больше фракций находятся на одной территории, то начинается битва. Битвы разрешаются между двумя фракциями (если их там больше, то нападающий выбирает с кем сражаться в первую очередь). Каждая фракция готовит свой боевой план вскрытую. В нем игрок определяет, сколько из присутствующих воинов на территории он готов потратить, какого лидера использовать, а так же какие карточки оружия и защиты использовать. В основном карточки защиты и оружия составляют пары – есть оружие и есть специальная защита против него. С дополнениями в игру вошли некоторые, боле оригинальные карточки двойного предназначения и с более замысловатыми эффектами. И есть две карточки, которые не должны встречаться в битве – лазерная пушка и силовой щит. Если они встретятся, произойдет ядерный взрыв и обе стороны погибнут. Вот почему люди в будущем Дюны на силовые щиты кидаются с ножами, а не стреляют друг в друга из бластеров.
Когда оба плана готовы, они раскрываются. И тут если у кого-то на руках есть специальная карточка Traitor (Предатель) которая соответствует лидеру, которым воспользовался противник, он может ее сыграть и автоматически победить в битве, без каких либо потерь. Обычно за игру у вас будет лишь одна карточка предателя, но например у Харконенов их целая пачка. У Тлейлаксу предателей нет, но есть три Лицетанцера. Они действуют чуть по другому, хотя используют те же карточки Traitor. О них я расскажу чуть позже.
Если не сыгран предатель, то игроки смотрят карточки оружий и защит. Если чьё-то оружие не контрировано нужной защитой, то лидер оппонента умирает и не считается в конечном результате. Если же у вас выбрана правильная защита, то ничего не происходит. После этого к силе лидера прибавляется указанное число задействованных в битве ваших войск, и полученный результат сравнивается с результатом оппонента. Тот, кто побеждает в сравнении, отправляет использованных воинов в клонирующие банки Тлейлаксу и получает награду в количество суммы всех лидеров, погибших в этом бою. Противник же отправляет в банки всех своих воинов в этой территории ,независимо от того использовал он их в битве или нет.
И вот в этот момент Тлейлатку может сыграть карточку Предателя в виде Лицетанцера. Если он покажет карточку выжившего победоносного лидера, то вся армия победителя отправляется обратно в резерв игрока, а на ее месте возникает ровно столько же воинов Тлейлаксу. Преданный лидер же отправляется в банки для клонирования.
Так вот эти карточки Treachery покупаются на аукционе. И так как в начале игры вы начинаете всего лишь с одной такой картой, то в первых ходах больше денег вы будете тратить, чтобы набрать себе руку из полезных карт Treachery. Вот почему в первые 2-3 раунда, ЧОАМ имея деньги не тратился на высадку войск, а собирал карточки Treachery, а я я просто ждал первых сражений, что бы ко мне полились деньги на клонирование.
К третьему ходу у нас вышел в фазу Меланжа Червят, а это означало что наступает фаза Нексуса в которой можно заключать союзы. В этот момент на карте все еще присутствовали только 3 из пяти игроков, Атрейдесы и Морани логично заключили союз, так как уже держали 3 цитадели. В союзе им оставалось захватить четвертую, что бы победить в игре.
На это надо было как-то реагировать, и так как своих войск у меня не было на карте, надо было как-то поддержать единственную оппозицию этому союзе – Фрименов. Да и ЧОАМ ничего в качестве союзника так и не предложил. Поэтому я (Тлейлаксу) заключил союз с аборигенами. Это был неплохой союз для игрока Фреманов, так как он бесплатно выставляет свои войска на планету, но очень ограничен в деньгах и воскрешении. Я же мог повысить его лимит воскрешений и возможность воскрешать дешево его лидеров. А сами активные боевые действия, сулили мне доход от воскрешения павших воинов с другой стороны.
Мы весьма успешно начали щемить Морани, которые пытались завоевать вторую свою цитадель. Атрейдесы очень плотно засели в двух своих, и их выбивать было сложно, так как у Фрименов зона высадки ограничена и далеко от цитаделей Атрейдисов. Я даже успел высадиться в Картаг (один из основных городов Аракиса) на деньги, пришедшие с воскрешений. В этот момент подключился и ЧОАМ, который до этого накопил денег и карт, и с полной силой обрушился на оба союза, с целью урвать себе 3 цитадели и выиграть самостоятельно. Наш союз Тлейлаксу-Фрименов достиг своей цели сдерживания, но из-за малого поступления денег и практически полного отсутствия карточек Treachery на руках, мы не могли рассчитывать на что-то большее. Я честно надеялся сменить союз при следующем выходе Червя, так как кроме сдерживания других перспектив, и особенно на победу, в союзе с Фрименами не было. Мне нужен был богатый союзник – ЧОАМ или Атрейдесы, которые благодари своему предвидению успешно собирали меланж. Как мы поняли после игры, у Атрейдисов тоже были такие мысли, так как Морани к тому времени уже выдохся в плане использования своих капканов, и понес значительные потери, так как наша тактика сдерживания, в основном была направлена на него. Более того, в последней жестокой битве за одну из цитаделей, где Морани повезло малыми потерями взять город у Фрименов, я разыграл Лицетанцера и превратил всю его армию в тлейлаксцев.
К сожалению, в этот момент мы решили прекратить игру, так как час уже был поздний, а на следующий день всем надо было на работу (играли мы в четверг). Мы разбирали потом возможную динамику игры и по сути, ясно было что Тлейлаксу и Фримены выдохлись. Противники специально не спешили тратить деньги на воскрешение своих воинов, что бы не давать денег мне. А фримены не могли выделить войск на сбор меланжа, так как на них лежала основная тяжесть войны нашего союза с Атрейдисами и Морани. Если бы все осталось как есть, без смены союзов, то выиграли бы вероятнее всего именно Атрейдесы и Морани. ЧОАМ вопреки бодрому врыву с ноги в игру в 6 раунде, едва ли смогли удержать подобную динамику, не снабжая меня деньгами, а это привело бы к тому, что я бы смог высаживать свои войска на планету и уже более эффективно сдерживать и ЧОАМ и союз Атрейдесы-Морани. Если бы союзы поменялись и Атрейдесы заключили союз с финансами ЧОАМ, то игра бы быстро была предрешена. А как мы поняли, в руке Атрейдесов была карта, позволяющая ему уже в следующем раунде перетасовать союзы.
Вот как-то так прошла наша первая партия. Основное впечатление от нее в том, что она не будет последней. С разной формой энтузиазма все игроки признали, что надо сыграть как минимум еще разок полноценную партию. Некие негативные моменты были связаны с через попу написанными правилами. Нам пришлось, наверное, час от общего времени проводить в листании книжек и форумов BGG. Да что тут говорить, в самой базовой книжке, когда я читал правила, я не мог понять одну вещь. Вот есть компонент „взорванная щитовая стена“. Он описан в перечни компонентов, но нигде в книжке он больше не упоминается. Я даже скачал книжку в электронном форманте, чтобы искать функцией поиска. Ни слова. Только в форумах я понял, что он используется при разыгрывании определенной карточки Treachery и на ней и описаны правила его использования. Многие правила так написаны, что взывают двойственные, а иногда и тройственные толкования. Причем даже в просмотренных летсплеях по игре люди явно толкуют эти правила по-разному. К примеру, способность Атрейдисов подсмотреть часть боевого плана противника перед битвой. В правилах написано, что оппонент по запросу Атрейдеса должен назвать выбранный Атрейдисом элемент своего боевого плана. И тут возникло разночтение – значит ли это что только названая часть плана не может быть изменена, но оппонент может поменять все остальное в плане, имея в виду информацию, которую знает противник. Или план больше нельзя менять в целом. И вот таких мелких моментов в игре уйма. К этому добавляем карту-перевертыш Карам, у которой так много функций, что ей полагается отдельная памятка. Тем более что каждая фракций может ее использовать по разному, и против каждой фракции у нее особый эффект.
По моим личным впечатлениями, бесспорно Дюна это привет из прошлого. Архаичные механики даже для современных америтрешей. И все же мне интересно было играть именно из-за асимметрии фракций и разных путей, по которым они взаимодействуют. Возможно, следующая партия будет только с базовыми фракциями (они выглядят более менее сбалансированными). Пока что игра мне нравится, и в отличии от ее облегченной переделки DUNE: A Game of Conquest and Diplomacy она пока что останется в коллекции. Уже упомянутая переделка в направлении облегчения, явно вырезала из игры все самое интересное и оставила скучный шлак.
Пока что игрой я доволен. Но по ней есть и другие мнения, и я в целом понимаю тех, кому она не зашла. Для этого может быть уйма причин.