Fromage
В игре Fromage вы выступаете в роли частного производителя сыров во Франции. Если вы думали, что это трудная работа, то игра докажет вам обратное.
По сути, это весьма простая игра как по правилам, так и по процессу. В свой ход вы выставляете до двух рабочих на секторе поля, который находится напротив вас, после чего крутите поле и собираете всех тех своих рабочих, которые повернуты к вам лицом. Да, ваши рабочие имеют ориентацию в пространстве, и у них есть передняя сторона. Когда вы их размещаете в разных местах, вы можете оценить, в зависимости от слота этого места, через сколько ходов ваш работник повернется к вам и вернется на работу. Это весьма хитроумная система для учета продолжительности действий. Любой выставленный работник вернется к вам в течение 1–3 ходов. Конечно, действия, которые требуют больше времени, дадут вам больше ресурсов или возможностей заработать победные очки в конце игры.


Само поле разделено на четыре сектора. Каждый из них — это как бы отдельная мини-игра на получение победных очков разными способами. На карте Франции вы играете в контроль территории, в магазине стараетесь занять место на как можно большем количестве полок, в бистро создаёте пары своих сыров на премиальных тарелках, которые принесут больше очков, а на фестивале создаёте зоны из своих сыров. Всё это вы можете делать, производя сыр. Это одно из двух действий, которое вы можете выполнить в свой ход. Вы ставите работника производить сыр в слоте одного из секторов. Когда работник возвращается, сыр остаётся на месте, помеченный вашим цветом, и фиксирует занятые вами позиции для финального подсчёта очков. Позиции на всех секторах делятся на три вида — золотые, серебряные и медные. Соответственно, приготовление сыра в них длится 3, 2 и 1 ход. Золотые позиции дают больше преимуществ и победных очков, а остальные — меньше.

Кроме производства сыра, вы можете отправить одного работника в зону добычи ресурсов в вашем секторе. В зависимости от того, на сколько ходов там застрянет работник, столько единиц ресурса вы и получите.
В игре есть четыре вида ресурсов: ягоды, здания, скот и контракты. Ягоды требуются как дополнительная плата для некоторых позиций сыров и в конце хода могут принести немного очков. Здания открывают на вашем планшете специальные умения. Скот можно направить в стойло, что позволяет без работника разместить один сыр в текущем секторе. Контракты выполняются путём производства определённого вида сыра с заданной выдержкой, и чем больше контрактов вы выполнили, тем больше очков получите в конце игры.
В игре также есть множество мелких деталей, но в целом это вся суть. Игра заканчивается, когда кто-то размещает на поле все свои сыры. Затем производится подсчёт очков и определяется победитель.
Преимущества игры
1. Простые правила. Их можно объяснить за 10 минут.
2. Одновременные ходы игроков, что позволяет уложиться в 30 минут на партию для четырёх игроков.
3. Наглядность и удобство интерфейса. Это касается как системы учёта времени работников, так и хорошо продуманных планшетов игроков и игрового поля.

Недостатки игры
1. Небольшая дисбалансировка планшетов игроков. Некоторые из них кажутся более выгодными в плане получения очков.
2. Асимметрия планшетов может создать неудобства в начале игры. Например, сильный сектор для вашего планшета может находиться в трёх ходах от вас, или популярный ресурс может быть занят другими игроками. Это может вызывать ощущение дисбаланса из-за рандома, особенно в короткой игре, где сектор появляется перед вами всего 4–5 раз.
Общее впечатление
Это приятный семейный “поинт-салат”. Системы подсчёта очков несложные, так что даже дети поймут пространственную логику выгодного размещения сыров. Физическое оформление игры привлекательно, а время партии в 30 минут делает её идеальной для игр с простыми правилами.

