Переоцененные игры из TOP100 BGG
Традиционно, любой настольный информационный ресурс приходит к составлению топов. Топ дуэльных игр, топ кооперативных, топ компанейских… В нашем случае, поддержать традицию хочется даже не совсем топом, а скорее перечислением — перечислением игр, которые уже находятся в самом главном индустриальном топе сайта Board Game Geek, но их там наличие можно оспорить или осудить.
Не все игры заслуживают похвалы, которую они получают. Некоторые игры годами пробираются в этот самый топ — за их спинами тысячи тестовых партий и математических моделей, а некоторые прорываются туда исключительно на хайпе и идее об игре.
Нижеследующий список построен исключительно на мнениях людей, которые считают, что игра не достойна находиться в топ 100 сайта BoardGameGeek по той или иной причине. И это не означает, что игра плохая, это просто мнение с которым можно не согласиться(в комментариях :)). Опять же, вкусы у всех разные.
Архитекторы Западного Королевства
Игра показалась мне вторичной по отношению к «Каменному веку» — всё то же самое, такое же банальное выставление рабочих. Я вообще не разделяю бума серии этих игр, в которую входят ещё «Захватчики северных морей» aka «Викинги» с лёгкой руки Crowd Games, «Виконты» и ещё одна игра, название которой мне даже не хотелось запоминать.
Рыцарь-маг
Самая переоценённая для меня игра — Mage Knight. В своё время в поездке в прибалтику мы решили во что бы то ни стало привезти обратно какую-нибудь крутую, большую и дорогую новую настолку, которую сложно достать у нас. Выбор в итоге встал между SW Rebellion и Магорыцарем. Изучив информацию и отзывы в интернете, решили сделать выбор в пользу второго. Я никогда ещё так не ошибался! С трудом продравшись сквозь объемные правила мелким шрифтом на английском языке, мы всё-таки сыграли свою первую (довольно скучную и не впечатляющую) партию… лишь для того, чтобы узнать, что это было лишь обучение! А чтобы сыграть в «полную» версию игры нужно осилить отдельную книжку правил ещё больше. С тех пор игра легла на полку и не доставалась оттуда больше никогда. Худшая трата сотни евро в моей жизни!
Пандемия: Наследие
Наверное, можно проехаться по любой игре из топ 10, но меня всегда удивляла излишняя любовь к Пандемии: Наследие. Я понимаю, что этой игрой можно удивить человека, который никогда не играл в настольные игры, я бы даже рекомендовал для него эту игру. Но мы говорим о топе BGG, где на вершине такие игры как Мрачная Гавань, Сквозь Века, Война Кольца. Как те же самые люди голосуют за первый сезон Наследия? Что они в ней нашли? Банальный сюжет, однообразный игровой процесс, нагромождение мелких правил, которые ничего толком не привносят — все это привело к тому, что мы отыграли половину кампании и забросили игру насовсем. Основная фишка игры — конечно же, распаковка новых коробочек. Но к середине сезона мы уже не получали эмоций от этого процесса, то есть из игры совсем пропала для нас какая-либо жизнь. Осталась чистая Пандемия — добротная семейная игра, которая чувствует себя очень неловко в топе BGG, ведь ее место не там, а в топе лучших семейных игр.
Gloomhaven / Мрачная Гавань & Крылья
Самые два перехайпа это глумхэвен и крылья, ну и Серп, конечно. Глум, в первую очередь, потому что он обманывает игрока: он обещает ему приключения и данженкроулер, а сажает почти за евру. Ну и опять же, судить об игре лучше всего, когда ты ее «прошел». Для не сюжетных настолок обычно может хватить 2-4 партии. А вот мне интересно, сколько из голосовавших на BGG за Глумхэвен прошли его, не говоря уже о просто попробовали?
Ну а «Крылья», это обертка из маркетинга и хайпа, в которой особо нет ничего особенного и крутого: просто когда тебе все кругом говорят «Крылья» ты идешь и предпочитаешь эту коробку любой другой, а потом сам начинаешь всем говорить «Крылья», потому что другое и не попробовал. В целом так рейтинг BGG и строится последние годы. Что лучше рекламирует, то и лезет в топ.
По моему мнению, самая переоцененная игра в топ100 BGG это, несомненно, Gloomhaven. И не потому что она плохая игра. Я далек от этой мысли. Для меня это полуфабрикат, который поднялся на первое место благодаря хайпу. Я лично бродил по оценкам этой игры, и там было огромное количество оценок „10 – жду с нетерпением свою копию“. За такие комментарии надо, по-моему, вообще руки рубить ;)
Что касается самой игры, она интересна своей боевой механикой, но у меня много вопросов к ее сеттингу и атмосферности. Например, мне непонятна рандомная мотивация героя перед каждой битвой. Получались такие глупые ситуации, что в первой части одной двух-партийной битвы один игрок мотивирован пацифизмом, а во второй он будет кровожадным маньяком. Имея в виду, что в игровом мире эти моменты разделены 15 минутами максимум – это убивает ролевую составляющую. Второй большой минус это отсутствие предварительного описания мира Мрачной гавани, и с первой же партии на игрока высыпают гору названий мест , лиц и организаций, о которых он ничего не знает, хотя его герой как бы опытный приключенец -профессионал. Мое мнение, что автору было нужно совсем немного усилий что бы сделать из игры идеальный ролевой данжанкроулер, но он этого не сделал и только из-за этого она уже не заслуживает (по моему мнению) первого места в топе БГГ.
Серп
За роскошным оформлением скрывается довольно заурядный игровой процесс. Местами — не завезли баланс. Не скажу, что игра плохая, она хорошая. Но далеко не настолько, насколько принято считать.
Топ 100 невероятно странный рейтинг. Там есть игры которые стали «топовыми» и классическими спустя много времени, а есть игры у которых оценки 9-10 появляются еще до рассылок игры. Иногда такие оценки по инерции приносят много дополнительных девяток и десяток. Радует одно, время и трезвые головы восстанавливают справедливость.
ЕМНИП Глум занял топ 1 до рассылки. А ведь ничего сверх в игре не было замечено. Конечно, это все вкусовщина, но 1 место не заслужено. Ибо те кто поставили оценку до получения игры скорее всего и не планировали её менять после.
Такая же история с Серпом. Игра получила невероятное количество оценок ТОЛЬКО из-за арта. Да, игра интересная, но никак не «топовая». Я надеюсь, что люди начнут более ответственно подходить к оценкам продуктов которые они используют. И ведь так не только в играх. То же самое в кино или доставке еды.
Вот смотрю я на сотню BGG и понимаю, что очень сложно назвать игры переоцененными. Если настолка забралась так высоко, выделилась среди тысяч игр, значит она того заслуживает. Если сотни, а то и тысячи людей ей поставили высшие оценки, значит она их зацепила, принесла много радости, воспоминаний, новых ощущений. Вы можете не разделять это мнение из-за вкусовых предпочтений, потому что не любите подобную тематику или жанр. Но говорить о том, что она этого не достойна, немного странно. Единственное, две «Агриколы» в этом списке кажутся чрезмерными. Игры одинаковые, за исключением некоторой урезанности второй версии и небольшого внешнего преобразования. Но тут можно лишь разводить руками и мириться с подобной ситуацией.
Абсолютно не согласен с мнением Ильи Мурсеева, в отношении серии игр «Западного королевства». Я был в восторге от Архитекторов, предзаказал Виконтов и заказал из Польши Паладинов. Отличный арт, все игры во многом языконезависимые, что для меня — знак отличного дизайна. Паладины так и вовсе для меня сейчас топ игра.
Ну у него основания были субъективные на такое мнение, хотя я его тоже не разделяю. Игра нравится достаточной легкостью и взаимодействием.